leshco (leshco) wrote,
leshco
leshco

Categories:

Полная Чухлома 2014

Костромская область - удивительный регион России. С одной стороны это глухомань, а с другой здесь происходит много интересных таинственных и загадочных вещей. У Костромской области богатая история множество достопримечательностей, интересные люди.


В этом году Полная Чухлома (ПЧ) проходила преимущественно в Кологривском районе. Так что волей судьбы, снова побывали в этом уютном и тихом уголке нашей страны.





На начало ноябрьских праздников выпали хорошие морозы и земля успела промерзнуть. Так что проблем с перемещением по лесным дорогам было меньше.
Рядом с лагерем была небольшая церковь. Ильинская церковь, построенная в 1815 году. Рядом с ней располагалась деревня. Еще в начале 90-х рядом с ней начали добывать камень, несмотря на то, что рядом было кладбище. Местные рассказывают, что до сих пор в окрестностях можно наткнуться на человеческие кости.



Один раз стена храма обрушилась на экскаватор. Водителю удалось выпрыгнуть. Камень там больше не добывают.



Пес по имени Шер.


После решили посетить резчика по дереву - Александра Большакова. Он живет недалеко от Кологрива в деревне Черменино.



Имеет довольно интересную мастерскую





Многие работы выставлены на продажу





Тут пост с видео, где Александр рассказывает про свою мастерскую.

После поехали посмотреть старый Кологрив



В XVI веке здесь была Шишкилевская волость, центром которой считался погост с церковью Михаила Архангела. Шишкилевская волость была плотно заселена, селения в основном занимали правый берег Унжи, поперек изрезанный оврагами с лесными гривами на возвышенностях. Шишкилевская волость упоминается в летописях с 1536 г., когда на нее напали казанские татары, совершавшие набег на галичский край.

Шишкилево упоминается и в 1563 г., когда по приказу Грозного собирали ратников на Ливонскую войну. Но ни в 1536, ни в 1563 г. Шишкилево не именовалось Кологривом. Видимо, Кологрив был основан как крепость на высоком берегу Унжи рядом с погостом Архангельским (Шишкилевским)



В межевой книге Галичского уезда 1647 г. записано: «Межа кологривской посадской земле тово же Кологрива городка пушкарская земля от города за оврагом кладбище а бывало церква Михаила архангела и та церковь перенесена на горскую сторону, а ныне на церковном месте стоит часовня а за часовней двор — изгородец попа Микиты да детей его а служит поп Денисей на посаде у ружной церкви у Макария чудотворца, а другой сын Борис служит в городе у архангела Михаила» Эта запись проливает свет на историю Старого Кологрива. Когда на правом берегу Унжи построили деревянную крепость, ее назвали Окологривье, т. е. находящийся у высокого гребня, между оврагами. Позже буква «О» была отброшена и крепость называлась Кологривом. Стоявшая рядом на погосте церковь Михаила Архангела была перенесена в город с соблюдением всех традиций: при переносе церкви на новое место название сохранялось, а на старом месте ставилась часовня. Место было свято и застройке не подлежало. Рядом с крепостью для прихожан волости построили Макарьевскую церковь.



Позже, в 17 веке Кологрив был перенесен на нынешнее его место.
В переписи 1780 г. о погосте Архангельском записано: «Погост, что прежде был город Кологрив, по обе стороны большой Чухломской дороги. Церкви деревянные Архангела Михаила с приделом Афанасия да церковь преподобного Макария да церковь Николая Чудотворца. Место запустело издавно и никакого торгу и съезду в Кологриве не бывает».

Сейчас на месте Старого Кологрива обычное деревенское кладбище.

Небольшая заброшенная деревня Бураково по пути из Черменино в Старый Кологрив.








Многие дома уже развалились, а в 16 веке это была самая густонаселенная часть области.



Едем дальше



Унжа в ноябре все так же величественна



На привале


День шел к концу и надо было возвращаться в лагерь.

Навигация


По пути посмотрели училище в Екимцево



Второй день ожидался не простым, так как помимо того, что нужно было посмотреть места, нужно было еще ехать искать новый лагерь.

Утро второго дня



Едем в деревню Шлыково и натыкаемся на деревянную башню



В таких башнях хранили зерно.



Недалеко от самой деревни находится деревянная церковь. Церковь построена в 1914 рядом с кладбищем с. Шлыкова на средства прихожан с. Паломы и купеческой вдовы г. Кологрива Анны Ивановны Юдиной. Основной объём храма - двусветный четверик. С востока к четверику примыкает пятигранная апсида. В советский период церковь была переоборудована в школу.



Ну и сама деревня Шлыково



Старый диван




бидон для молока видимо использовался







Предметы из другой жизни







Старая печь. Видимо в последние годы ее использования кто то спал рядом, чтобы теплее было





Детская люлька



Так заканчивают жизнь дома


А мы едем дальше. Вернулись в сторону Мантурово по противоположной стороне Унжи, и держим путь в Тотомницу.
По пути посмотрели преображенскую церковь в с. Подвигалиха



Добрались в лагерь уже по темноте. Лагерь находился на реке Нея. Утро третьего дня заиграло красками рассвета, поливая окружающие пейзажи мягким, но холодным желтым светом.



Земли эти входили в состав Потрусовской волости, которая была вотчиной галичского Паисиева монастыря.

В монастырской вотчине в деревнях Потрусово, Липовка и др. в XVIII веке был развит железо-плавильный промысел. Болотную железную руду добывали в поймах речек и болотистых местах и плавили ее в примитивных домницах-горнах. Из железа кузнецы изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и инструмент. В 1738 г. староста деревни Потрусово Илья Еремеев просил Парфеньевскую воеводскую канцелярию принять налог за 17 доменных горнов, работавших в деревне.

На месте Тотемицы в 1648 г. был починок Далевский, и место это именовалось «займище Шумилково». Займищем называлось место, занятое пашней, на котором еще не было дома.



Утром выяснилось, что у нас кончилась вся вода, и поэтому пришлось добывать ее в Нее.



Выдвинулись пораньше. На первую половину дня пришелся самый тяжелый участок пути с большими лужами, полными опасных айсбергов.



Мост на старом вятском тракте





Село Никола-Ширь сначала было погостом, объединявшим ближние деревни и починки в церковный приход. На погосте была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Из-за ветхости ее перестроили и назвали уже Рождественской, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; погост стал называться Рождественским, и в нем стояло 4 дома священнослужителей.



Рядом небольшой погост





Название «Шир» обязано, вероятно, лесным просторам, открывающимся и сейчас с возвышенности, на которой стоит село. С.В.Максимов об этих местах писал: «Огромное беспредельное море лесов, среди которых становится даже страшно».



Деревня успенье с очень интересными домами, на которых изображены полярные символы. Так оформлены почти все дома в деревне.



Парфеньевский писатель-этнограф С.В.Максимов считал, что название Потрусово происходит от глагола «трусить-трясти» и этот «трус» был вызван когда-то происшедшим землетрясением. Но более правдоподобно происхождение этого названия от слова «потрус» — шутник, балагур, краснобай.

Сначала на месте села был поставлен погост с церковью, и он стал центром Потрусовской волости. Деревни, входившие в состав церковного прихода, в 1534 г. великим московским князем Василием Ивановичем были даны в вотчину галичскому Паисиеву монастырю. Этот древний монастырь вблизи Галича, назывался по имени стоявших здесь церквей, сперва Никольским, потом Успенским, а в половине XV века был назван Паисиевым, по имени монаха Паисия, который в 1385—1450 гг. был игуменом этого монастыря. Здесь же Паисий и захоронен.

Село Потрусово имело несколько названий: Успенское — по имени монастыря, Никольское, Дмитриевское, Преображенское — по имени деревянных церквей, стоявших здесь и при перестройке менявших название.



В 1826 г. на месте деревянной Преображенской церкви была построена каменная с колокольней церковь, а память о древних деревянных церквях, стоявших здесь, сохранена в названии ее престолов — Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В ограде вокруг церкви были устроены лавки, в которых торговали приезжие купцы во время ярмарок в селе.



Вблизи Потрусова находилась заповедная роща. В 1750 г. объездчиком заповедных лесов здесь был крестьянин деревни Раменье Тимофей Иванов: «А смотрение оной имеет по реке Нее по обе стороны в длину на 10 верст поперек две версты». В этой лесной казенной даче росла сибирская лиственница. Могучий листвень, один из этих лесных патриархов, сохранился у деревни Макарово. У деревни Потрусово сохранилось несколько заросших лесом курганов.
Сам же лес довольно необычен и удивителен.




А тем временем заканчивался последний день.



Информация о местах взята с сайта http://kostromka.ru

PS:
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments